За отмену или задержку авиарейса пассажирам положена компенсация. В каких случаях и сколько можно получить от авиакомпании?
Авиакомпании должны заранее сообщать о задержке или отмене рейса, а также предлагать пересадку на другой рейс. Если они не могут это сделать, то обязаны выплатить пассажирам компенсацию. Это прописано в регламенте (ЕС) № 261 /2004.
В каких странах действует положение регламента (ЕС) № 261 /2004?
Положение регламента действует в странах Евросоюза, а также в Гваделупе, Французской Гвиане, Мартинике, Реюньон, Майотте, Сен-Мартен (Французские Антильские острова), Азорских островах, Мадейре, Канарских островах, Исландии, Норвегии, Швейцарии.
Также есть возможность получить компенсацию, если перелет был из другой страны на авиалиниях, зарегистрированных в Евросоюзе.
Украинцы могут рассчитывать на компенсацию в случае задержки или отмены рейса из любой страны Евросоюза в Украину. Также если Вы летите из Украины в Евросоюз европейскими авиалиниями и Ваш рейс прибывает в пункт назначения с задержкой более 3-х часов, то можете получить компенсацию.
В каких случаях положена компенсация
Компенсация положена в таких случаях:
- Ваш рейс отменили и Вы узнали об этом в аэропорту или меньше чем за 14 дней до вылета.
- Рейс задержали более чем на 3 часа.
- Вам отказали в посадке из-за нехватки мест.
Обратиться за компенсацией можно даже если Вы летали несколько лет назад. От украинских авиакомпаний можно потребовать компенсацию, если перелет был в последние 3 года. Срок исковой давности в европейских компаниях составляет 3-6 лет, в зависимости от законодательства страны вылета.
Какой размер компенсации положен?
Не имеет значения сколько стоил Ваш билет, это может быть эконом или бизнес класс. Компенсация рассчитывается исходя из расстояния полета.
- до 1500 км - 250€
- от 1500 км до 3500 км - 400€
- больше 3500 км - 600€.
Это суммы на одного человека, т.е. если Вы летели семьей, то на каждого члена положена компенсация от 250 до 600€.
Если авиакомпания предложит другой рейс, скидки или подарочные купоны и Вы согласитесь, тогда размер компенсации будет меньше на 50%.
Какие документы нужны для оформления компенсации
Чтоб оформить компенсацию необходимы доказательства, что Вы летели этой авиакомпанией - это может быть копия билета, посадочный талон или электронный билет. Если рейс задерживается или отменен, уточните причину. Также рекомендуется сделать фото табло вылетов, где сообщается о задержке, зафиксировать в документах время прибытия в пункт назначения.
Если во время задержки рейса у Вас были дополнительные расходы (например, на питание), сохраняйте все чеки, авиакомпания должна возместить непредвиденные расходы.
Обратиться за компенсацией можно самостоятельно, но на это уйдет много времени и, как показывает практика, в 95% случаев авиакомпании отказываются платить. Лучше обратиться в конторы, которые занимаются взысканием компенсации. У них есть опыт, юристы, которые помогут добиться выплаты.
Сколько стоят услуги посредников
За свои услуги компании-посредники берут 20-25% от положенной компенсации. Если авиакомпания откажется платить, то и Вы не платите за услуги.
В Украине можно обратиться за помощью в:
- Compensair
- FlyHelp
- Skycop
Более того, если Вы подавали заявку на компенсацию самостоятельно и Вам отказали, Вы можете подать ее заново.
При заполнении заявки необходимо указать:
- Страну отправления и прибытия.
- Дату перелета.
- Название авиакомпании.
- Причину обращения (задержка или отмена рейса, опоздание на пересадку, отказ в посадке).
- Свои контактные данные.
- Загрузить сканкопию паспорта, посадочного билета.
Если билет не сохранился, его можно найти в своей электронной почте или запросить номер у авиакомпании.
После регистрации заявки, ей будет присвоен статус и Вы сможете следить за изменениями через личный кабинет. Чтоб добиться компенсации от авиакомпании понадобится около 12 недель. Получить деньги можно банковским переводом, на карту или другим удобным способом.
В каких случаях не положена компенсация?
Авиакомпания возмещает убытки только в том случае, если рейс задержан по ее вине. Компенсация не положена в случаях:
- политической нестабильности (военные действия, угрозы террористического акта);
- плохих метеорологических условий;
- неисправности самолета из-за заводского дефекта;
- забастовки профсоюзов.
Что делать, если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию?
Если авиакомпания отказалась платить компенсацию, тогда можно обратиться в суд. В данном случае компании по взысканию компенсации просят за свои услуги 50% от суммы выплаты.
Также многое зависит от авиакомпании - некоторые выплачивают исправно, другие - не платят вообще.
Платят хорошо | Платят плохо или не платят |
Air Baltic (BT) | Aeroflot Russian Airlines |
Air Berlin (AB) | Air Europa (UX) |
Air Canada (AC) | Air France (AF) |
Air Malta (KM) | Air Moldova (9U) |
American Airlines (AA) | Belavia Belarusian Airlines (B2) |
Austrian Airlines (OS) | British Airways (BA) |
Condor Flugdienst (DE) | Bul Air (LB) |
Ellinair (EL) | Bulgaria Air (FB) |
Finnair (AY) | Easyjet (U2) |
Icelandair (FI) | Ernest Airlines (EG) |
LATAM Airlines (LA) | Jet Airways (9W) |
Lufthansa (LH) | Joon (JN) |
Norwegian Air Shuttle (DY) | Klm Royal Dutch Airlines (KL) |
Qatar Airways (QR) | Lufthansa Cityline (CL) |
Scandinavian Airlines System (SK) | Pegasus Airlines (PC) |
TUI fly Belgium (TB) | Pobeda Airlines (DP) |
Transavia Holland (HV) | Rossiya-Russian Airlines (FV) |
Turkish Airlines (TK) | Ryanair (FR) |
Ukraine International Airlines (PS) | Smartwings (QS) |
United Airlines (UA) | Tap Portugal (TP) |
Wizz Air (W6) | Ural Airlines (U6) |
Wizz Air UK (W9) | Wizz Air Ukraine |